Фрегат "Зеленая Мурена". Судовой журнал.

Объявление

Мы переехали. Новый форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Фрегат "Зеленая Мурена". Судовой журнал. » Пиратская библиотека » Виды парусных кораблей


Виды парусных кораблей

Сообщений 1 страница 23 из 23

1

Клипер, самый быстроходный корабль  за всю историю плавания под парусами. Эти очень длинные и узкие шхуны и бригантины  строили в балтиморе для грузовых и пассажирских перевозок. Острые обводы позаимствовали у первых пароходов с металлическим корпусом. Общая площадь парусов к середине XIX превысила 3000 кв.метров и была рекордной. Клиперы сравнивали с белыми облаками, летящими над волнами.
  Клипер - это высокая, непревзойденная поэзия плавания под парусами. Но не следует думать,  что на этом история кончается. Даже такое прозическое занятие как  рыбная ловля дало в 19 веке несколько примеров эволюции корпусов и оснастки кораблей. В разных странах появились национальные и даже региональные вариации. Пример.
Расположенный неподалеку от Па-де-Кале-Берк когда то славился как одно из лучших мест ловли сельди. Но близ городка нет гавани, и рыбаки возвращаясь домой, были вынуждены вытаскивать свои суденышки на берег.  Здесь часто дуют западные ветры,  много бурунов. Что  бы швартоваться, рыбаки Берка начали строить парусники с мощными форштевнями,  защищавшими корабль. Их суда прыгали на волнах, как пробка.

Отредактировано Dezzi (2009.10.21 14:27:45)

2

Корабль «САНТИСИМА ТРИНИДАД»

Корабль 1-го ранга был построен в 1769 году на испанской военно-морской верфи в Гаване (Куба). Корпус и. палуба, целиком изготовлены из кубинского красного дерева, а мачты и реи — из мексиканской сосны. Толщина бортов 60 см. Корабль представлял собой мощную плавучую батарею. Впервые судно такого класса имело четыре орудийные палубы, на которых были установлены 144 орудия, из них тридцать 32,-фунтовых на нижней палубе. Их ядра, могли поражать цель на расстоянии 1,5 мили. На второй палубе находились два 18-фунтовых и двадцать шесть 8-41фунтовых орудий и мортир. Остальные орудия были размещены на третьей и четвертой палубах. Многочисленные залпы с английских кораблей в Трафальгарском сражении 21 октября (2 ноября) 1805 года не смогли потопить судно, но все же его постигла печальная участь: корабль был захвачен англичанами и потоплен спустя два дня после битвы. Во время Трафальгарского сражения На его борту находились 1200 моряков и солдат морской пехоты.

Отредактировано Dezzi (2009.10.21 14:13:27)

3

Это скорей про паруса, чем корабли, но вдруг пригодится.
Латинские паруса открыли новую  эпоху плавания по Средиземному морю. Море только кажется спокойным. Направление ветра здесь часто меняется, знаменитый мистраль или трамонтана налетают  буквально за несколько  минут. всегда следует быть начеку, ведь полный штиль может моментально смениться сильным ветром. А значит нужно быстро поднять как можно больше парусов - или так же быстро  их  спустить.
Треугольный латинский парус со съемным реем прекрасно подходит для этих целей. Но при своем удобстве он требует ежеминутного внимания. Не даром хозяивам рыбаловных  судов с латинскими парусами не всегда было легко найти матросов.

Отредактировано Dezzi (2009.10.21 14:19:42)

4

Шлюп (боевой корабль парусный, класс) (англ. sloop) в Британском королевском флоте XVIII — середины XIX в – корабль, не имеющий ранга, с рейтингом «24-пушечный» или ниже, и потому не требующий командира в звании капитан (captain). Определение не было универсально. По традиции, в него не включались устоявшиеся типы малых кораблей, например тендер (англ. tender) или шхуна (англ. schooner).Отсутствие ранга у шлюпов объясняется тем, что основой флота считались линейные корабли, при вспомогательной роли фрегатов. Все остальные силы рассматривались лишь как второстепенные, и внимания их развитию уделялось мало. Часто (но не всегда) их обозначали общим термином англ. sloop-of-war .

Такая классификация была очень расплывчата, что и отразилось на практике. К шлюпам временами относили как специально построенные корабли, так и мобилизованные суда, захваченные призы и пр., подходившие под определение. Соответственно, в ходу был ряд уточняющих терминов, из которых ни один не был вполне строгим: корабль-шлюп (англ. ship-sloop), бриг-шлюп (англ. brig-sloop, brig-of-war), вооруженный бриг (англ. gun-brig), бомбардирский корабль (англ. bomb), и т.д.

Британские шлюпы эпохи паруса отличались друг от друга размерами, числом мачт, парусным вооружением, артиллерией и численностью команд. Самые большие представляли собой миниатюрные 20-24 пушечные фрегаты с трехмачтовым прямым вооружением, имели батарейную палубу, полубак и шканцы. Самые малые были просто вооруженными ботами с одной мачтой, 1-4 пушками или фальконетами. В отличие от более крупных кораблей, шлюпы могли иметь и весла.

Среди шлюпов в британской службе попадались шнявы (англ. snow), бретонские люггеры (англ. lugger), средиземноморские шебеки (англ. xebec), и даже арабские доу (англ. dhow). Случались даже береговые сооружения, внесенные в списки флота как шлюпы. Большинство же составляли гладкопалубные шлюпы с батареей на верхней палубе, вооруженные трехмачтовым кораблем (во французском флоте их аналогом были корветы), или бригом.

5

Динги (англ. Dinghy) — в общем случае маленькая шлюпка, тузик, длиной около 3 метров и вместительностью 1-2 человека. Предназначается для перевозки людей, небольших предметов с судна на берег или между судами. Компактность тузика обусловлена необходимости поднимать его на борт судна небольшого размера, обычно от 12 до 20 м. Суда большей длины могут использовать полноразмерные шлюпки, поэтому на них тузики или динги, как правило, не используются.

В силу своих малых размеров динги чаще всего имеют упрощенную безнаборную конструкцию и остроскулые обводы, а изготавливаются из фанеры или пластика.

Тузик (динги), оснащенный парусным вооружением представляет собой наиболее доступное средство для занятий парусным спортом. В таком качестве они получили распространение после окончания Второй Мировой войны, когда был создан ряд проектов, изначально предназначенных для спортивных целей, и впоследствии получивших широкое распространение. К их числу относятся швертботы "Кадет", "Оптимист", "ОК-Динги", "Миррор-Динги", "Снайп".

В период расцвета их популярности термин "Динги" стал использоваться в русском языке в значении "маленький спортивный швертбот". Термином "тузик" продолжали называть преимущественно гребные лодки. Тем не менее, для парусных лодок длинной от 4м правильнее использовать термин швертбот.

Как правило Динги - это швертбот, т.е. лодка, оснащенная выдвигающимся плавником-швертом, противодействующим сносу яхты под ветер. Возможность убирать шверт нужна для прохода по мелководью или причаливанию к берегу.

Парусное вооружение динги в основном простейших типов: кэт (бермудский или рейковый) или шлюп (бермудский, гуари).

В силу своих малых размеров динги - типичная картоп-лодка, т.е. лодка, которую можно перевозить на верхнем багажнике легкового автомобиля.

Динги не обладают высокими мореходными или ходовыми качествами. Их использование ограничивается плаванием в закрытых или внутренних водоемах в условиях хорошей погоды и на небольшом удалении от берега. Также на борту динги сложно найти какой-либо комфорт, часто на них нет даже сидений-банок и экипаж размещается сидя на днище или бортах. Все эти неудобства окупаются малой стоимость, легкостью и простотой управления.

6

Тартана

Тартана появилась впервые в Средиземном море. Изначально, это была небольшая рыбачья лодка с треугольным парусом, но хорошие ходовые характеристики сделали тартану очень популярным кораблем, используемым для каботажных плаваний и торговли между близко расположенными поселенями.

7

Фелука
небольшое палубное судно; прежде встречалась в военных и торговых флотах Средиземного моря и Архипелага и предпочиталась греческими пиратами за быстроходность. Военная Ф. вооружалась 6—8 небольшими пушками на верхней палубе. Ныне Ф. употребляется только для торговли прибрежными жителями Средиземного моря, хотя появляется и в Черном. Корма ее несколько возвышена, нос остроконечный, 3 мачты; парусностью она походит на галеру.

8

Шебека — парусно-гребное вооружённое судно. Имеет две разновидности.
Первая, парусно-гребное трёхмачтовое судно с косыми парусами. Применялось в средние века на Средиземном море для военных и транспортных целей. Узкий длинных корпус с развалом бортов и сильно выдвинутым форштевнем обеспечивал шебеке хорошую мореходность. Шебека по конструкции корпуса была близка к каравеллам и галерам, но превосходила их по скорости, мореходности и вооружению.
Длина шебеки составляла 25-35 метров. В задней части судна строилась палуба сильно выступающая на корму. Наибольшая ширина верхней палубы составляла около трети ее длины, форма подводной части была исключительно острой. Вооружение шебеки включало в себя достаточно много пушек: от 16 до 24 штук.
Позднее, во второй половине XVIII века, в России, под таким же названием стали строить гребное судно, введенное в состав флота для замены галер. Предназначался для действий в прибрежных районах.
Имела до 20 пар вёсел и три мачты с парусами, помогавшими двигаться при попутных ветрах. Длина составляла до 35 метров, вооружение от 32 до 50 пушек малого калибра.
После шебеки, одной из первых, стала использоваться тартана, которая появилась в 16 веке.

9

Люгер или люггер (англ. lugger, фр. lougre) — тип двух- иногда трёхмачтового парусного судна.

Отличительным качеством люгеров была быстроходность. В связи с этим они часто использовались для перевозки контрабандных грузов через Ла-Манш.

Родиной люгеров была Бретань. В XVIII веке двухмачтовые люгеры назывались «шасс-маре» (фр. chasse-marée — «охотники за приливами») и использовались по преимуществу французскими моряками. Эти суда имели круглую корму, не имели палубы и их длина не превышала 15 метров. На обоих мачтах «шасс-маре» находилось только по одному люгерному (рейковому) парусу. На месте соединения киля с форштвнем располагалась фок-мачта, грот-мачта, находившаяся в середине корпуса судна, была сильно наклонена назад. «Шасс-маре» бушприта не имели.

Трёхмачтовые люгеры имели немного другую конструкцию. Третья мачта ставилась на корме, за которую выдавался гик. Бушприт был расположен почти горизонтально. Трёхмачтовые люгеры имели палубу, транцевую корму и несли несколько парусов. В парусном вооружении военных люгеров наряду с люгерными парусами и марселями имелись также брамсели, ставимые на «летучее» удлинение столбового топа мачты, а также 1-3 стакселя.

Во французском военном флоте люгеры были введены в 1760 году.

10

Кеч, кэч (англ. ketch) — тип двухмачтового парусного судна. Торговые суда аналогичной конструкции назывались гукорами.

Отличие кеча от йола и шхуны состоит в расположении меньшей, кормовой мачты (бизань-мачты) впереди головки баллера (оси) руля. Площадь парусов кормовой мачты достаточно значительна и составляет около 15-20 % всей парусности. Паруса кеча косые, может быть использовано гафельное вооружение.

Подобное парусное вооружение и расположение оси руля дает преимущества по управляемости и ходкости в сильный ветер.

В XVIII—XX вв кечем в Британии назывался небольшой двухмачтовый парусник использовавшийся в основном для прибрежных перевозок. Обычно парусное вооружение было смешаным. Пример — т. н. Балтийский кеч (англ. Baltic Ketch), тип ввозивший лес и пеньку из портов Балтики.

11

Шлю́пка — общее название мелких беспалубных парусно-гребных или моторных судов (баркасов, вельботов и т. д.), являющихся принадлежностью больших судов (кораблей). Различают шлюпки спасательные, рабочие (для перевозки мелких грузов) и др. Некоторое время назад было довольно популярным проведение соревнований по морскому многоборью с использованием шлюпок ял-6. Этот тип шлюпок в настоящее время используется для первоначального обучения курсантов морских училищ. Бывают пластиковые, деревянные, металлические, надувные, РИБы (с жестким дном и надувными бортами).

Все современные спасательные шлюпки обладают положительной плавучестью за счёт герметичных отсеков или блоков плавучести (заполненных пенопластом).

12

Бриг (англ. brig) — двухмачтовое судно с прямым парусным вооружением фок-мачты и грот-мачты, но с одним косым гафельным парусом на гроте — грота-гаф-триселем.
В литературе, особенно художественной, авторы нередко называют этот парус контр-бизанью, но следует помнить, что у судна с парусным вооружением брига нет бизань-мачты, а значит нет и принадлежностей этой мачты, хотя функциональная нагрузка грота-гаф-триселя брига точно такая же, как и контр-бизани фрегата.

Наиболее известным бригом русского флота был «Меркурий», который в 1828 г. в ходе русско-турецкой войны был вынужден вступить в бой с двумя турецкими линейными кораблями, из которого вышел победителем, нанеся серьезные повреждения противнику.

13

Каравелла.
В XII веке каравеллами называли небольшие португальские рыболовные суда, а позднее это название было перенесено на торговые суда средней величины —- двухмачтовые с латинскими парусами. Со временем латинский парус на фок-мачте заменили прямым. Очевидно, при крутом бейдевинде больше подходили латинские паруса, а при полных курсах — прямые. Каравеллами пользовались также португальские конкистадоры.

Мореходные качества каравеллы, по сравнению с существовавшими в то время судами, были значительно выше. Скорость хода их достигала 14-15 узлов. По свидетельству одного моряка XV века «каравеллы отлично лавировали, поворачиваясь к ветру то одним, то другим бортом, как будто у них были весла». Особое значение имела легкость и маневренность каравелл в условиях океанских плаваний у неизвестных и слабо обследованных берегов. Первоначально каравеллы были легкими однопалубными кораблями водоизмещением в 50-70 тонн, длиной 15-25 метров, с тремя или четырьмя мачтами и латинскими парусами. Относительно высокие мачты и наличие бушприта позволили увеличить площадь парусов вдвое, что, естественно, сказалось на увеличении скорости хода. Латинские паруса на косых реях грот- и бизань-мачты позволяли судам ходить круто к ветру. Только фок-мачта несла четырёхугольный прямой парус. Удачно была решена и конструкция корпуса каравеллы. При соотношении длины по килю к наибольшей ширине, равном 3:1, каравеллы обладали хорошей устойчивостью — качеством чрезвычайно важным, если учесть, что им приходилось выдерживать свирепые атлантические штормы.

Историческое значение и применение

Именно на каравеллах Христофор Колумб и Васко да Гама пересекли океан. Первый, открыв Америку, а второй — совершив путешествие в Индию. К тому-же каравеллы способствовали в начале 16-го века многочисленным исследованиям. Каравеллы не являлись дорогими кораблями, были намного маневреннее галеонов (что важно при исследовании береговых линий), поэтому являлись идеальными судами как для исследования, так и для торговых перевозок. В военном флоту каравеллы практически не использовались, поскольку не могли нести пушек на главной палубе (ввиду её узкости), а только несколько штук в кормовой надстройке.

Дальнейшее развитие

После улучшения оснастки, в частности замена треугольных парусов на трапециевидные, а также при улучшении обводов корпуса (и, как следствие, увеличение отношения длины к ширине), каравелла преобразовалась в шхуну. Уже в середине 16-го века каравеллы практически не использовались.

14

Шхуна
Шху́на (нидерл. Schoener) — тип парусного судна, имеющего не менее двух мачт с косыми парусами. По типу парусного вооружения шхуны делятся на гафельные, бермудские, стаксельные, марсельные и брамсельные. Брамсельная шхуна отличается от марсельной наличием брам-стеньги и еще одним дополнительным прямым парусом — брамселем. При этом в ряде случаев марсельную и брамсельную двухмачтовые шхуны (особенно с брифоком) можно спутать с бригантиной. Независимо от типа косых парусов (гафельных или бермудских) шхуна может быть и марсельной (брамсельной). Шхуны имели небольшую осадку, что позволяло ходить даже на мелководье.

Первые суда с шхунным такелажем появились еще в XVII веке в Голландии и Англии, но широкое применение шхуны получили в Америке. Они имели две мачты с гафельными парусами и использовались для каботажных перевозок. В XVII — XVIII веках были основными кораблями пиратов в Карибском море.
В конце XIX века конкуренция пароходов привела к необходимости сокращения команд судов. Благодаря простоте парусного вооружения и легкости управления именно шхуны смогли выстоять в этой борьбе. В основном строились двух- и трехмачтовые шхуны, реже четырех-, пяти- и шестимачтовые. А в 1902 году в городе Куинси, Массачусетс (США) на воду спустили единственную в мире семимачтовую шхуну «Томас У.Лоусон». «Томас У.Лоусон» предназначался для перевозки угля. Каждая из семи стальных мачт высотой по 35 м весила 20 т. Их продолжением служили деревянные 17-метровые стеньги. Работу моряков облегчали различные механизмы. Шхуна, не имевшая двигателя, была оснащена паровой рулевой машиной, паровыми лебедками, электрической системой и даже телефонной сетью! После Первой мировой войны, когда не хватало торговых судов, американцы, обладая превосходными лесами, построили много деревянных шхун самых разных размеров, имеющих от трёх до пяти мачт.

15

Бриганти́на (итал. brigantino — шхуна-бриг, brigantina — бизань) — лёгкое и быстроходное судно с так называемым смешанным парусным вооружением — прямыми парусами на передней мачте (фок-мачта) и с косыми на задней (грот-мачта). Первоначально бригантины оснащались вёслами.

В XVI—XIX веках двухмачтовые бригантины, как правило, использовались пиратами (итал. brigante — разбойник, пират). Были распространены во всех регионах — от Средиземного моря до Тихого океана. Вооружение бригантины не превышало 20 пушек. Современные бригантины — двухмачтовые парусные суда с фок-мачтой, имеющей вооружение, как у брига, и грот-мачтой с косыми парусами, как у шхуны — грота-триселем и топселем. Бригантин с бермудским гротом в наше время, по-видимому, не существует, хотя ссылки на сам факт их существования встречаются.

16

Баркенти́на (шхуна-барк) — трёх-пятимачтовое (иногда шестимачтовое) морское парусное судно с косыми парусами на всех мачтах кроме носовой (фок-мачты), несущей прямые паруса. Современные стальные баркентины имеют водоизмещение до 5 тыс. т и оснащаются вспомогательным двигателем.

17

Фрегат — военный трёхмачтовый корабль с полным парусным вооружением и одной орудийной палубой. Фрегаты являлись одним из наиболее разнообразных по характеристикам классов парусных кораблей. Своё происхождение фрегаты ведут от лёгких и быстроходных судов, применявшихся для рейдов в проливе Ла-Манш начиная приблизительно с XVII века. С ростом морских флотов и их радиуса действия, характеристики дюнкеркских фрегатов перестали удовлетворять адмиралтейства, и термин начал трактоваться расширительно, означая, фактически, любой лёгкий быстроходный корабль, способный к самостоятельным действиям. Классические фрегаты парусного века были созданы во Франции в середине XVIII столетия. Это были корабли среднего размера с водоизмещением около 800 тонн, вооружённые примерно двумя-тремя десятками 12-18 фунтовых пушек на одной орудийной палубе. В дальшейшем водоизмещение и мощь вооружения фрегатов росли и ко времени наполеоновских войн они имели около 1000 тонн водоизмещения и до шестидесяти 24-фунтовых орудий. Наиболее крупные из них могли включаться в боевую линию и носили название линейных фрегатов, подобно линейным крейсерам XX века. Подобно нынешним крейсерам, фрегаты являлись наиболее загруженным типом кораблей парусного флота. В мирное время фрегаты, как правило, не ставились на прикол, подобно линейным кораблям, а применялись для патрульной и крейсерской службы, борьбы с пиратством и тренировки экипажей. Надёжность и скорость фрегатов делали их популярными судами для исследователей и путешественников. Например, французский путешественник Луи Антуан де Бугенвиль совершил кругосветное плавание на фрегате «Будёз» (Сердитый) в 1766—1769, а знаменитый фрегат «Паллада», на котором в 1855 году адмирал Е. В. Путятин прибыл в Японию для установления дипломатических и торговых отношений, был построен в 1832 году как личная яхта императора Николая I. В британском Королевском Флоте, который имел, по многим свидетельствам, самое большое число фрегатов в мире, они имели ранги с четвёртого по шестой.

18

Флейт — тип парусного судна, имевший следующие отличительные черты:
* Длина этих судов в 4 — 6 и более раз превышала их ширину, что позволяло им ходить под парусами уже довольно круто к ветру.
* В такелаже были введены изобретённые в 1570 году стеньги
* Высота мачт превосходила длину судна, а реи стали укороченными, что позволило сделать узкие и удобные в обслуживании паруса и сократить общее число верхней команды.

Первый флейт был построен в 1595 году в городе Хорне, центре судостроения Голландии, в заливе Зсйдер-Зе. Парусное вооружение фок- и грот-мачт состояло из фока и грота и соответствующих марселей, а позже на больших флейтах и брамселей. На бизань-мачте выше обычного косого паруса поднимали прямой парус крюйсель. На бушприте ставили прямоугольный парус блинд, иногда бом-блинд. На флейтах впервые появился штурвал, что облегчило перекладку руля. Флейты начала XVII века имели длину около 40 м, ширину около 6,5 м, осадку 3 — 3,5 м, грузоподъемность 350—400 т. Для самообороны на них устанавливали 10 — 20 пушек. Экипаж состоял из 60 — 65 человек. Суда этого типа отличались хорошими мореходными качествами, высокой скоростью, большой вместимостью и использовались, главным образом, в качестве военно-транспортных. На протяжении XVI—XVIII веков флейты занимали господствующее положение на всех морях.

19

Галеон — большое многопалубное парусное судно XVI—XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Наибольшую известность галеоны получили в качестве судов, перевозящих испанские сокровища и в сражении Великой Армады, произошедшем в 1588 году. Галеон — наиболее совершенный тип парусного судна, появившийся в XVI веке. Данный тип парусного корабля появился в ходе эволюции каравелл и каракк (нефов) и предназначался для дальних океанских путешествий. Снижение баковой надстройки и удлинение корпуса привело к увеличению устойчивости и снижению волнового сопротивления, в результате чего получилось более быстрое, мореходное и маневренное судно. Галеон отличался от ранних судов тем, что был длиннее, ниже и прямее, с прямоугольной кормой вместо круглой, и наличием на носу гальюна, выступающего вперед ниже уровня бака. Водоизмещение галеона было порядка 500 тонн (хотя у манильских галеонов он достигало до 2000 тонн). Первое упоминание о нем относится к 1535 году. В дальнейшем галеон становится основой флотов испанцев и англичан. Форштевень, сильно изогнутый и вытянутый вперед, имел украшения и по форме напоминал форштевень галер. Длинный бушприт нес парус — блинд. Носовая надстройка была отодвинута назад и не нависала над форштевнем, как у каракки. Кормовая надстройка, высокая и узкая, размещалась на срезанной корме. Надстройка имела несколько ярусов, в которых размещались жилые помещения офицеров и пассажиров. У сильно наклоненного ахтерштевня был транец выше грузовой ватерлинии. С задней стороны кормовая стенка надстройки украшалась резьбой и балконами. Галеоны использовались вплоть до XVIII века, когда они уступили свое место более современным судам с полным парусным вооружением.

20

"Черная жемчужина"

21

http://upload.bbfrm.ru/pixel/b60eebee0e2a2c36203cef1ad8c310fc/1/Гость/kakie_byvayut_korabli_nazvaniya_i_foto/237396.jpg

http://upload.bbfrm.ru/pixel/0ceca593a0e42ce04b8a8d9b08bd92b5/2/Гость/kakie_byvayut_korabli_nazvaniya_i_foto/237396.jpg

http://upload.bbfrm.ru/pixel/5e40be5b24ef0d6c8d190d170292e7b5/3/Гость/kakie_byvayut_korabli_nazvaniya_i_foto/237396.jpg

22

https://themid.ru/

23

Реальные выигрыши - https://alternatio.org/component/k2/ite … ireirossii!


Вы здесь » Фрегат "Зеленая Мурена". Судовой журнал. » Пиратская библиотека » Виды парусных кораблей