Артиллерийская дуэль — это непременная составляющая пиратской тактики, во всех фильмах пираты часами с увлечением палят из пушек, проявляя чудеса меткости. То же самое в литературных произведениях. И сегодня так считают многие. Однако, это далеко от истины.
Начнем с того, что история огнестрельного оружия насчитывает всего несколько сотен лет. Остальное время, исчисляемое тысячелетиями, моряки и пираты обходились без пушек. Правда и тогда существовала артиллерия: стрелометы, камнеметы и даже греческий огонь, но эффективность их была удручающе низкой за исключением греческого огня, который был весьма эффективен, но совершенно не подходил пиратам, т. к. сжигал корабли противника дотла.
Первая огнестрельная артиллерия была немногим лучше. Она не оказывала практически никакого влияния на исход морского сражения, во всяком случае, в морских сражениях на нее, как на силу, способную уничтожить вражеский корабль, не полагались. Пушки были громоздки, капризны, неточны, к тому же их перезарядка занимала до нескольких часов. Поэтому, как правило, артиллерией пользовались лишь как прелюдией к абордажу: корабль делал залп с короткой дистанции и дальше, не заботясь о перезарядке, команда шла на абордаж.
У пиратов тактика абордажа была основополагающей, поскольку в их планы входило не уничтожение, но захват судна и тех ценностей, что на нем находились. Регулярные флота также не отказывались от этой тактики, часто разумно предпочитая захватить судно, чем его просто топить.
Постепенно артиллерия совершенствовалась и к началу XVII века стала более подходящей для проведения артиллерийских дуэлей и настоящего морского сражения в нынешнем его понимании, а вместе с пушками появились и корабли, которые были вооружены ими до зубов. Кстати, тот факт, что военные корабли вооружались таким большим количеством пушек также говорит о их невысокой эффективности: количеством пушек пытались скомпенсировать их низкую боевую эффективность, справедливо полагая, что из нескольких десятков ядер некоторые все-же попадут в цель. Обычно применялась тактика, часто называемая «половиной пистолетного выстрела», то есть сближались на весьма короткое расстояние. До этого корабли маневрировали, стараясь выйти в наиболее выгодную позицию для себя и при этом невыгодную — для противника. Этому можно было бы удивиться, если посмотреть в справочник на предельные дальности стрельбы полевой артиллерии европейских армий. Однако дело тут не в предельной дальности, а в вероятности попадания ядра в цель и в вероятности нанесения при этом попадании хоть какого-то урона противнику. Вероятность попадания с качающегося на волнах корабля в корабль противника на дальности в 2000 или даже 1000 метров была весьма малой, а время перезарядки настолько велико, что шанса на второй залп противник мог просто не дать, сблизившись с разряженным бортом корабля и произведя эффективный залп с близкой дистанции.
На крупных боевых кораблях с большим количеством пушек (от 50–60 и выше) огонь вели побатарейно залпами, стараясь при этом не дать залп одновременно всем бортом. За этим даже следил специальный офицер. Дело в том, что где-то со второй половины XVIII века крупные деревянные боевые корабли строились на пределе технических возможностей конструкций, а поскольку каждое корабельное орудие крепилось к борту специальным канатом (брюком), то при одновременном бортовом залпе динамическая реакция отдачи на борт была столь огромной, что весь борт мог отвалиться от нескольких залпов. В более ранние века слаженному бортовому залпу мешали несовершенство запальных приспособлений, когда разброс времени от момента поднесения пальника к запалу и до момента выстрела составлял довольно заметную величину и потому такой проблемы не существовало.
Параллельно с развитием артиллерии стало происходить окончательное разделение флотов на торговый и военный.
Впрочем, все вышесказанное больше относится к жертвам пиратов, чем к самим пиратам. Последним же артиллерийская дуэль была вообще невыгодна, т. к. при артиллерийской дуэли судно жертвы безнадежно портилось, теряло сильно в цене и мореходных качествах, а при особенно «удачном» выстреле могло и вовсе пойти ко дну вместе со всем добром. И тогда прощай нажива! Поэтому, по возможности, пираты пользовались мелкокалиберной артиллерией для стрельбы по парусам и такелажу, а также для картечного залпа перед абордажем. Иногда при преследовании пираты использовали погонные (носовые) пушки, стараясь попасть в руль корабля жертвы, лишив его возможности маневрировать. Если же такой возможности не оказывалось, то морское сражение вообще происходило без единого пушечного выстрела.
Именно поэтому, если вы обратите внимание, при описании пиратской партии всегда точно указывалось количество человек, а не пушек на корабле. Просматривая списки пиратских кораблей можно заметить, что многие корабли были настолько слабо вооружены артиллерией по нынешним представлениям, что непосвященному становится просто непонятно, как можно пиратствовать на корабле без пушек или с 2-3–4 пушками? А вот настоящие пираты придерживались прямо противоположного мнения, полагая, что на перетяжеленном пушками корабле пиратствовать куда более проблематично, чем на быстроходном корабле без пушек.
Таким образом, очевидно, что морская артиллерия довольно долго играла лишь вспомогательную роль в морском сражении, основной тактикой был абордаж, а в древние времена — еще и таран.